Бункер
Бункер
Автор статьи
Пётр Кравец
Время на чтение: 3 минуты
АА
4622
Отправим материал вам на:

CAPTCHA
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Бункер под водой чаще всего используется для прикрытия баз, где размещены подлодки, от воздушного налета. Это защитное сооружение делается из железобетона и впервые было создано в Германии во время Второй мировой войны.  Первоначально, подводный бункер был нужен для снаряжения субмарин, их заправки или необходимого ремонта в условиях постоянных налетов с воздуха на морские базы военного назначения.

После Второй мировой войны многие государства приняли идею подземной базы для подлодок в виде подводного убежища и стали делать в разных локациях, маскируя под надземные убежища или склады. Современные системы обнаружения и спутниковая разведка обнаруживают такие локации, которые в обустройстве слишком дороги даже в мирное время, поэтому в настоящее время подобные сооружения не строятся.

Зачем нужны бункеры под водой?

В 1940-1941 годах в Германии крайне остро встал вопрос о сокрытии и защиты баз с подлодками от атаки бомбардировщиков. Осуществленный захват территорий Франции, имеющих выход в Бискайском заливе, позволил подлодкам беспрепятственно покидать территории и попадать в океан, где есть коммуникации Великобритании.

Какой вариант строительства погреба для вас оптимальный?

Показать результат

Загрузка ... Загрузка ...

С другой стороны,  подобное выдвижение сделало субмарины более уязвимыми для налетов с воздуха. Базы Германии на берегу Северного моря и Балтики были прикрыты аэродромами и защитными сигнализационными системами оповещения, а новая передовая база на берегу океана стала открыта для бомбардировщиков Великобритании.

Каждый налет приносил существенные потери и конструкциям военно-морской базы, и самим подлодкам. Ударная волна, наносящая даже малые повреждения на корпус лодки, не позволяла вывести субмарину в открытое пространство и увести ее от ударов.

Зенитчики и истребители физически не могли обеспечить  должную защиту военно-морской базе и уберечь конструкции на побережье от налетов. Для этого были придуманы крыши из дерева, которые накрывали доки с подлодками.

Также использовались маскировочные сети, что в комплексе закрывало субмарину от авиабомб небольшой мощности, которые сбрасывали пролетающие низко бомбардировщики. Но в 1920 году бомбы стали тяжелее, и укрытие уже не защищало лодки. В 1930 году началось активное восстановление немецкого военно-морского флота, при этом инженеры вооружились идеей укрытий под водой для субмарин.

, в 1940  году началось строительство подводных укрытий в Гамбурге и Гельголанде, которые должны были защитить подлодки от опасности по возвращении на родную базу. Организация Тодта стала строить бункеры за счет военнопленных и местного населения, в это же время эксперты указывают на рост числа бункеров.

Подводный бункер

Как устроен подводный бункер?

Традиционно подводный бункер для субмарин прямоугольный, при этом для каждой лодки есть свой «пенал». Размеры каждой секции варьируется от одной подлодки до нескольких, между пеналами сделаны очень массивные стены.

Такие опоры не только поддерживают укрепленную крышу из бетона, которая может выдержать авиаудар, но и изолируют соседние помещения от взрывной волны, которая поднимается в случае прямого попадания в один из отсеков.

Каждый пенал – док,  в котором обслуживается подлодка. Там проводится и ремонт, поскольку позволяет пространство. Длина секции – не менее 90 метров, по ширине – от 10 до 17  метров. Габариты выбирались  из расчета приема наиболее крупных видов субмарин. Одна крупная подлодка по размерам составляет 2..4 средних и несколько малых судов.

Благодаря такой системе в каждом пенале может обслуживаться несколько субмарин одновременно без ущерба для функционирования всей конструкции. Пенал с одного из выходов открывается на портовый фарватер, при этом двери абсолютно герметичны. Такая конструкция позволяет рабочим выполнять ремонт в сухом доке, если нужно капитальное восстановление, или же заполнить люки водой и обеспечить временную стоянку.

Самые крупные бункеры в Сен-Назаре рассчитаны на одновременное обслуживание 28 подлодок в 14 внутренних доках-пеналах.

Все конструкции бункера под водой собираются и нескольких слоев брусьев из бетона, которые укладываются в структуру повышенной прочности за счет качественной стали. Перекрытие делается 8 метровым по толщине, что позволяет выдерживать бомбы приличной мощности. Между слоями в обязательном порядке оставляют пустоты — такие промежутки помогают сдержать ударную волну при попадании.

Часто крыши укрытия засыпают крошкой гранита, поверх которой выстраивают защитные артиллерийские зенитные установки. Все бункеры с самого начала строились для ремонта и беспрепятственного выхода субмарин в море, после ухудшения военной обстановки внутрь подводного убежища стали переносить ремонтные базы и устройства для сборки и реконструкции.

Где строились бункеры под водой?

Подводные базы для субмарин строили во Франции, Норвегии и Кригсмарине. Это внешние базы, которые подвергались налетам, поэтому с появлением союзников радиус защиты повысился, и строительство началось на балтийском побережье.

Также немецкие инженеры рассматривали строительство в Сердиземном море, Констанце, Черном море и других бассейнах, но планы так и не были реализованы. Несколько крупных подводных укрытий осталось и в настоящее время.

Германские бункеры под водой

Наиболее крупные подводные военные базы есть в Гамбурге, Бремене, Гельголанде и Киле. Возведение укрытия в Вильгельмсхафене, тщательно спланированное в 1945 году, так и не было начато.

В Гельголанде до начала войны располагалась основная база ВМС Германии на территории Северного моря. Укрытие для подводных лодок здесь рассчитано на три пенала по два подлодки в каждом. В 1944 году персонал покинул укрытие, а в послевоенное время в нем проходили испытания нового вооружения, что привело к полному уничтожению подводного убежища.

В Бремене в 43-44 году ХХ века было начато строительство сразу двух бункеров, один из которых представлял собой традиционное убежище для подлодок, а второй был сборочным заводом, на который поступали элементы конструкции и собирались крупные подлодки. Строительство не было завершено и ни один из подводных бункеров не начал полноценную работу.

В Гамбурге также начали строить два убежища для субмарин на два и пять пеналов каждый, при этом строительство было успешно завершено к 1942 году. До самого конца войны эти подводные базы для подлодок использовались как ремонтные площадки и строительные узлы.

В Киле, который был основной базой ВМФ Германии, строили два крупных убежища, но работы постоянно приостанавливались из-за постоянных массированных воздушных атак. Одна из них отличилась мощной бомбардировкой, ударная волна от которой затопила субмарину и практически уничтожила конструкцию, находившуюся с открытым люком на время ремонта. Крупнейшие заводы в Бремени, Данциге и Гамбурге также имели несколько укрытий для защиты конструируемых подлодок, но эти бункеры не относились к ведомству военного флота.

Подводный бункер

Германский подводный бункер

Французские подводные укрытия

У Франции в собственности есть длинное побережье атлантических вод, что привлекало немцев для строительства новой сети укрытий под водой. Подлодкам Франции грозила авиация союзников, что ускорило темпы строительства и масштаб подводных укрытий.

В Бордо был построен сухой док и герметичная конструкцию для субмарин, но второе укрытие так и не было закончен к концу войны.  В Бресте находится самый большой бункер из 15 пеналов, начатый в 1942 году.

За год постройка была завершена, но городу в процессе строительства был нанесен существенный урон от массовых атак бомбардировщиков. Поскольку на момент ведения войны мощности бомб не позволяли пробить крышу конструкции, в 1942 году бомбардировки прекратились до 1944 года, когда была проведена физическая атака американских войск. По окончании войны убежище под водой планировали взорвать, но рядом находился госпиталь для гражданских лиц, поэтому план не был реализован.

В Ля – Рошеле и Лорьяне были обустроены крупные бункеры для подлодок, при этом именно Лорьян стал самой мощной внешней базой для Кригсмарине. Подводные укрытия для подлодок в этом городе сделаны были полностью сухими, а суда доставлялись по пандусу многоколесной тележкой. Эта система имеет слабые места, но оказалась на практике очень надежной.

Крупнейшая база бункеров Франции находится в Сен-Назаре, ее обустроили в 1941-1943 годах. Длинный, до 300 метров, бункер по ширине был 130 метров и в высоту достигал 18 метров. На его обустройство затратили 480 тысяч кубометров бетона. Перекрытие сделано из нескольких слоев общей толщиной в 8 метров. Первый слой из 4 метров железобетона имел подушку из гранитных плит.

уровень (1,5 метра железобетона) и верхний (1,4 метра стальных балок) обеспечивали надежную защиту и от бомбы, и от ударной волны. Всего внутри было сделано 14 пеналов, 8 из которых были сухими для субмарин, а остальные – временные стоянки. Каждая из секций одновременно принимала по 2 подлодки большого размера. В 1944 году началась модернизация – инженеры задумали дополнительную стоянку, но пор  был освобожден союзниками, и планам так и не удалось осуществиться.

Норвежские подводные укрытия для подлодок

Воздушные бомбардировки в Норвегии были не такими сильными, к тому же географически она удалена от локации с подлодками в Атлантике, поэтому особенно убежища для подлодок под водой не строились.

В 1942 году начались активные конвойные операции в Мурманск, что изменило положение дел. В Бергене начали строить подводное убежище для военно-морской техники, но население было довольно пассивным, а погода не позволяла активно вести работы.

Доставка строительных материалов на территорию Норвегии была затруднена, поэтому крышу пришлось укреплять гранитной крошкой без связующей цементной смеси. Всего было три стоянки крытого типа, а также три дока для сухой работы с герметичными входами.

Первоначально планировали делать бункер в два яруса, на втором этаже должны были быть жилые комнаты. Проект упростили, а в 1944 году англичане уничтожили это укрытие мощными 5-тонными бомбами.

Подводный бункер

Укрытие для подлодок

В Тронхейме бункер начали строить в 1941 году. Укрепленная на три метра бетонная крыша покрывала здание шириной в 105 метров и длиной в 153 метра. Внутри размещалось 5 секций на 16 подлодок разного типа. Строителями и инженерами были допущены критические ошибки, что привело к провисанию конструкции.  Но конструкция все же использовалась норвежским и немецким флотом.

Уничтожение подводных укрытий в военное время

При строительстве каждый бункер делался как самая важная и сложная мишень для авиации. Англичане в 1942 году доказали, что простые бомбы, которые использовались воздушными судами, не могли нанести существенного урона традиционному бункеру. Разрабатывая средства для уничтожения бункеров, инженеры придумали и авиаторпеды, и планирующие бомбы, которые могут влетать в ворота укрытия и разрушать их изнутри.

В 1944 году был осуществлен прорыв – создана бомба, пробивающая бетонные защитные слои. Вес в 5 тонн и возможность разгона до сверхзвука дает возможность пробить любое, даже самое крепкое перекрытие. Даже если бомба не пробивала при попадании насквозь крышу, то произведенное сотрясение вело к разрушению перекрытий внутри, док выходил из строя, даже если стены и оставались целыми. Вслед за англичанами подобная бомба была разработана и американцами и получила название «бомба Диснея».

Использование укрытий под водой в мирное время

Несколько конструкций осталось в исправном состоянии. До 1997 года в Лорьяне такое укрытие использовалось Францией для ремонта субмарин, остальные были разрушены взрывчаткой, а место расчищено. Некоторые подводные укрытия были уничтожены при испытаниях нового вооружения. Лорьянская база использовалась после войны разными флотами, которые находились на этой территории по необходимости.

Рейтинг автора
Автор статьи
Пётр Кравец
Написано статей
377
Как устроен бункер под водой?