Бомбоубежище
Бомбоубежище
Отправим материал вам на:

CAPTCHA
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

В юридической практике встречаются различные ситуации с недвижимостью, в там числе и с объектами гражданской обороны. Юридический статус бомбоубежища в законодательстве трактуется так же, как и другие объекты недвижимости.

Каждое бомбоубежище на юридическом языке является защитным сооружением в ведении гражданской обороны (ЗСГО). Множество производственных организаций крупного или среднего размера приватизированы владельцем, при этом имеют в своем составе встроенное бомбоубежище.

Как трактуется правовой статус бомбоубежища в законодательстве РФ?

Постановления Верховного Совета РФ указывают на принадлежность объектов ГО к федеральной собственности, что влечет за собой отказ в приватизации подобных сооружений. Как правило, это означает, что встроенные в заводы или промышленные предприятия бомбоубежища незаконны и являются вкраплением собственности федерального уровня внутри имущественного комплекса организации.

Основанием, по которому ведется учет всех защитных сооружений комплекса гражданской обороны, является паспорт объекта. Бомбоубежище не является исключением. Внутри этого документа указаны главные характеристики и показатели объекта, список оборудованных внутри систем жизнеобеспечения, планы каждого этажа и состав помещений, экспликация секторов с указанием их функционала.

Какой вариант строительства погреба для вас оптимальный?

Показать результат

Загрузка ... Загрузка ...

Правовой статус бомбоубежища

Если у убежища нет паспорта, то его документальным основанием считается документация, составляемая при разработке проекта – решения конструктивного исполнения, оборудование инженерно-техническими системами, объемно-планировочные данные, по которым сооружение может быть отнесено к комплексу гражданской обороны.

Акты, регулирующие правовой статус бомбоубежища

С точки зрения закона статус бомбоубежища регулируется следующими нормативными документами:

  1. Постановление Правительства РФ №1309 (1999г.), в котором расписан порядок создания объекта, служащего в целях гражданской обороны;
  2. Постановление Правительства РФ №359 (1994г.), указывающий порядок эксплуатации сооружения и находящегося внутри имущества ГО предприятиями, организациями и иными учреждениями;
  3. Приказ МЧС РФ №583 (2002г.), утверждающий правила использования всех помещений, используемых в целях гражданской обороны.

Строительство, ввод в эксплуатацию бомбоубежища проходит без проблем с точки зрения юриспруденции и ничем не примечательно. Интерес представляют существующие укрытия, у которых нет паспортов и иных документов.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Анастасия Горбачёва, Москва (@fox_che_)

Особенности правого регулирования существующих бомбоубежищ

Довольно часто встречаются юридические проблемы с имеющимися объектами гражданской обороны, у которых нет документального учета как объекта ЗСГО. Типовая проверка ЕГРН, при помощи которой можно получить статус этого объекта, не приносит результатов, а кадастровые оценки не проводились никогда, поэтому безрезультативны.

Если на территории или определенной местности обнаруживается объект, напоминающий своим видом и параметрами бомбоубежище, то начинается поиск документов  и сведений. Часто поиски не заканчиваются успехом, поэтому необходимо знать, как работать с таким сооружением с точки зрения законодательства.

Снос бомбоубежища

Самый простой способ – снос строения, довольно радикальное решение. Последствия не столь радостны, как простота выбранного метода. Хотя этот объект и был без документации, но он является государственным имуществом, поэтому акт будет признан неправомерным уничтожением. Поскольку нет бумаг и документального подтверждения объекта как сооружения ГО, допускается и безнаказанность, если снос был не замечен правоохранительными органами.

По закону, рассуждая формально, снос бомбоубежища является уничтожением государственного имущества и  требует денежных выплат в сторону государства, компенсации, в противном случае это чревато открытием уголовного дела. Рекомендуется не выбирать этот способ, а искать правомерные решения.

Законные способы работы с бомбоубежищем

Правомерные методики работы с объектами гражданской обороны и бомбоубежищем следующие:

  • в ЕГРН отправляется запрос на получение информации по кадастровому учету и правах собственности на объект;
  • в органы МЧС направляется запрос об адресах в реестре ЗСГО, поскольку именно МЧС отвечает за контроль таких сооружений;
  • при отсутствии в реестре МЧС рассматриваемого бомбоубежища как объекта ГО, сооружение считается собственностью государства, поэтому необходимо искать его в планах приватизации. Часто бывает, что организация не закончила оформления прав на убежище. Также необходимо исходить из последствий государственной собственности – допускается продажа через открытые торги, или же поиск других законных способов;
  • при обнаружении рассматриваемого бомбоубежища в реестрах гражданской обороны, даже отсутствие информации о нем в ЕГРН, объект признается собственностью государства и не подлежит приватизации.

Правовой статус бомбоубежища

Спорные моменты в юридической практике с объектами гражданской обороны

Формально, если у сооружения есть признак и статус ЗСГО, то его нельзя приватизировать. Возможна ли приватизация иным путем? Да, если снять этот правовой статус бомбоубежище и сделать соответствующие пометки в реестре, который ведет МЧС. Есть специальные Правила (№583), в которых регламентируется снятие правового статуса с ЗСГО.

Когда с объекта гражданской обороны может быть снят статус:

  1. если конструкции, на которых держится строение, или его ограждения перестают нести защитные свойства, предполагаемые при проектировании, восстановить их невозможно или слишком затратно;
  2. если предполагается новое строительство, ремонт или оборудование современными техническими системами здания по указу представителей власти – регионального или федерального уровня, а также управлением на местах. В планах должно быть предусмотрено восполнение сооружения ГО, которое снимается с учета;
  3. если у предприятия нет возможности принять оперативное управление или ведение хозяйственной деятельности, а также удовлетворять потребности гражданской обороны для защиты населения. Подробная информация находится в Постановлении Правительства РФ №1309;
  4. если сооружения гражданской обороны не обнаружено по указанному адресу. Проводится расследование, в ходе которого фиксируется отсутствие объекта на этом адреса. Результаты проверки прилагают к акту о снятии ЗСГО;
  5. создается особая комиссия, в состав включаются представители органов МЧС и территориальных органов Росимущества. Специалисты занимаются подготовкой документации для снятия ЗСГО с учета в реестрах, которые ведутся в МЧС.

Правовой статус бомбоубежища

По итогам работы комиссии составляется пакет документов, описывающих снятие с учета сооружения как объекта ГО. При этом оценивается подготовленность объекта к эксплуатации, использованию в прямом назначении и в мирное время. По результатам выдается акт о снятии с учета или об отказе в этой процедуре. Как показывает практика, время выдачи такого решения никак не ограничены по срокам, чем часто пользуются представители власти, затягивая решение.

Как снять статус убежища ГО с бомбоубежища?

Необходимость снятия правового статуса объекта ГО с сооружения должна иметь основания. Напрямую формально это не указывается нигде, но в технических требованиях к бомбоубежищу есть несколько моментов, которые можно использовать. В частности, вопрос качается рекомендации МЧС РФ от 2016 года (№2-4 / 69-11), в которой указан ряд причин для снятия статус защитного укрытия для населения:

  1. в сооружении повреждены ограждающие конструкции, имеются отверстия, через которые помещения внутри укрытия сообщаются с наружным воздухом;
  2. обваловка здания нарушена;
  3. строительные коммуникации основного назначения повреждены или разрушены, что плохо сказывается на его несущей способности;
  4. нужно провести капитальный ремонт, в ходе которого будут восстанавливаться перекрытия, несущие стены и другие опорные элементы конструкции;
  5. перестала работать герметичная входная установка, ворота и ставни по внешнему контуру потеряли защитные свойства при открытии и закрытии;
  6. присутствует подтопление паводковыми, сточными или подземными водами.

Заключение

Снять статус с укрытия гражданской обороны можно только для приватизации. При этом недвижимое имущество не перестает быть собственностью государства. Поэтому  как только был снят статус убежища ГО, необходимо решать с уполномоченными органами проблему приватизации и дальнейшие действия с объектом.