Все пассажирские корабли, как и сухогрузы (для транспортировки сухих грузов), занимающие около 60% всего торгового флота РФ, имеют в своем составе служебные помещения, где экипаж выполняет работы по обслуживанию судна – временно или постоянно. Это обычно «сердце корабля», машинное отделение, помещения хозяйственного типа и ходовой мостик.
Среди вспомогательных служебных помещений выделяется кладовка на судне – малярная или плотницкая, фонарная или шкиперская, а также другие. Рассмотрим особенности этих помещений, виды и основные требования к обустройству.
Что такое служебные помещения на корабле?
Служебными помещениями на корабле называют хозяйственные помещения, которые предназначены для буфетных, посудомоечных или заготовительных помещений камбуза. Также там располагаются хлебопекарни или кладовые сухой или мокрой хранящейся провизии, холодильное оборудование для продуктов с небольшим сроком хранения, сушилки, мастерские по пошиву и глажке, отделения почты и др.
Привычный чулан на судне называется трюмом, но предназначен также для хранения различных предметов. Назвав трюмом складские помещения, необходимо отметить разнообразие этих складов по типу хранимой продукции – продовольственная, хозяйственная или техническая.
Кладовка корабля бывает фонарной или плотницкой, шкиперской или малярной. В них хранят краски и фонари, инструменты и немного горючего для заправки фонарей на судне. Такие помещения относятся к пожароопасной категории складов, поэтому основным требованием к их обустройству является наличие свободного прямого прохода на палубу открытого типа.
Санитарные правила для продуктовых кладовок на кораблях
В 1982-1984 гг. Главным государственным санитарным врачом СССР были разработаны и утверждены Санитарные правила (№ 122-6/452-1) для обустройства продовольственных кладовых на морских судах. С тех пор текст претерпел незначительные изменения, были внесены небольшие дополнения, но в целом требования остаются неизменными на протяжении не одного десятка лет.
В устройстве корабля или сухогруза необходимо оборудовать две кладовые, в которых будет происходить охлаждение до 8 градусов ниже нуля для мяса и до одного градуса ниже нуля для молочных продуктов. Также требуется обустройство кладовки без охлаждения для муки и крупяных изделий в сухом виде.
Овощная продукция и картошка хранятся в проветриваемом и сухом помещении. Если корабль небольшой, то можно в одной из кладовой с охлаждением,ю совместить несколько видов продукции, но обязательно обустраивая стеллажи для сырых мясных изделий и готовых блюд. Все полки и поверхности должны быть удобны для санитарной обработки и мойки.
Если на судне протяженностью до 25 метров нет источников энергии достаточной для охлаждения мощности, можно скоропортящиеся продукты хранить в шкафах, в которых набивается лед. Соответствующий объем льда должен быть заправлен в шкафы при погрузке еды.
Как обустроить кладовые для еды на корабле?
Продукты должны храниться в кладовых недалеко от камбуза, на корабле может быть обустроен для этого лифт. Объем продовольствия рассчитывается исходя из потребления одним человеком в сутки, при этом должны быть оставлены свободные проходы внутри хранилища при ширине проходов около 55 см.
Внутри продовольственной кладовки требуется размещение ларей и закромов, шкафов и стеллажей, нескольких штанг с крюками, решеток палубного типа, иного оборудования. Если в продуктовом хранилище будет находиться хлеб, то требуются ящики или шкафы с вентиляционными решетками и дверками, при этом нужно предусмотреть наличие перегородки для хлеба из темной и светлой муки. Любые лари и контейнеры для хранения сухих продуктов в обязательном порядке обивают нержавейкой в виде листов или аналогичными материалами.
Обустройство охлаждаемых кладовок
Охлаждаемая кладовая оборудуется термометрами, которые позволяют определить температуру в помещении без захода вовнутрь. Использование термометров ртутного типа категорически запрещено! Обязательно ставят холодильный шкаф. Все стены окрашиваются в белые тона, при этом стыки должны быть проклеены материалом для обшивки. Полы покрывают плитками из керамики и обустраиваются шпигатами.
В охлаждаемых мясных кладовках ставится колода для разруба мясных туш, весы, должен быть подвод воды (питьевой). От источника воды отходит гибкий подсоединяемый шланг, позволяющий проводить мытье и уборку помещения. Если источника внутри нет, то вода может подаваться через шланг из коридора, при этом туда можно установить колоду для разруба мяса и весы. Крюки для подвешивания мясной туши должны быть выполнены из стали-нержавейки.